Протокол Экспертного совета ГУ МВД России по Краснодарскому краю по вопросам нормотворческой работы «8» июня 2020 г. № 1

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

(ГУ МВД России по Краснодарскому краю)

 

ПРОТОКОЛ

Экспертного совета ГУ МВД России по Краснодарскому краю

по вопросам нормотворческой работы

 

«8» июня 2020 г.                                                                                                      № 1      

 

 

Краснодар

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ

заместитель начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю

генерал-майор внутренней службы В.Ф. Наумейко

 

   Вопросы заседания Экспертного совета обсуждены с подразделениями ГУ МВД России по Краснодарскому краю в рабочем порядке.

 

Вопросы мониторинга правоприменения

(Е.А. Пономарева)

 

В территориальный сегмент модуля «Мониторинг»[1] от подразделений ГУ МВД России по Краснодарскому краю и территориальных органов МВД России на районном уровне Краснодарского края поступило 28 предложений о совершенствовании законодательства, из которых 5 признаны экспертами территориального сегмента актуальными, а именно:

  1.Абзац 24 пункта 4 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664, а так же сноску к нему, изложить в следующей редакции: «приказом МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности.».1

1 Зарегистрирован в Минюсте России 3 июля 2019 года № 55115.».

Предложение внесено Отделом МВД России по городу Горячий Ключ и  обусловлено следующим. В абзаце 24 пункта 4 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664, указан недействующий нормативный правовой акт - приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

2. В приказе МВД России от 5 января 2007 г. № 6:

2.1. В подпункте 4 пункта 9 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 6, после слов «иных органов государственной власти» дополнить словами «, органов местного самоуправления».

2.2. В подпункте 5 пункта 9 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 6, после слов «поступивших из других органов государственной власти» дополнить словами «, органов местного самоуправления».

2.3. Пункт 12 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 6, изложить в следующей редакции:

«12. Подготовка проекта правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления и предложений в проекты указанных актов осуществляется на основании соответствующего поручения (обращения) органа государственной власти, органа местного самоуправления в порядке и сроки, установленные руководителем органа, организации, подразделения.

Для разработки проекта правового акта, принятие которого входит в компетенцию других органов государственной власти, органа местного самоуправления:

подготавливаются и направляются предложения головному исполнителю для учета в проекте;

обобщаются предложения заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления (соисполнителей) по проекту в случае, когда орган, организация, подразделение является головным исполнителем;

проводится согласование подготовленного проекта и его направление инициатору разработки.

В этих целях руководитель органа, организации, подразделения:

определяет структурное подразделение органа, организации, подразделения с учетом его компетенции ответственным за разработку проекта;

создает (при необходимости) рабочую группу по разработке проекта;

организует взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления для получения информации об учете интересов органа, организации, подразделения в процессе подготовки проекта правового акта.

В соответствии с поручением руководителя органа, организации, подразделения правовое подразделение:

вносит предложения руководителю органа, организации, подразделения по перечню структурных подразделений, участие представителей которых необходимо в разработке проекта правового акта;

участвует в подготовке либо подготавливает проект правового акта;

при необходимости оказывает практическую и методическую помощь структурным подразделениям органа, организации, подразделения по разработке проекта;

осуществляет контроль за ходом разработки проекта в структурных подразделениях органа, организации, подразделения.».

2.4. В абзаце первом пункта 13 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 6, после слов «органа государственной власти» дополнить словами «, органа местного самоуправления».

2.5. В пункте 14 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 6, после слов «органов государственной власти» дополнить словами «, органов местного самоуправления».

Предложение внесено Отделом МВД России по Крымскому району и обусловлено следующим. Согласно подпунктам 4, 5 пункта 9 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 6, основными направлениями нормотворческой деятельности являются: подготовка либо участие в подготовке проектов правовых актов, регулирующих деятельность органов, организаций, подразделений, принятие которых входит в компетенцию иных органов государственной власти; подготовка отзывов, заключений и поправок на проекты правовых актов, поступивших из других органов государственной власти.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Вместе с тем, территориальные органы МВД России на районном уровне также участвуют в нормотворческой деятельности на своем уровне, осуществляют анализ принимаемых органами местного самоуправления правовых актов, затрагивающих интересы органов внутренних дел, подготавливают к ним отзывы, вносят предложения о разработке правовых актов органов местного самоуправления. Указанная работа является очень важной, поскольку не позволяет возлагать на территориальные органы МВД России на районном уровне несвойственных функций, а также способствует учету интересов органов внутренних дел при подготовке того или иного правового акта органа местного самоуправления. Однако данная деятельность в Наставлении по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденном приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 6, не учтена.

3.Дополнить пункт 13 Правил контроля за исполнением лицом возложенной на него судьей при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2014 г. № 484, подпунктом «д» следующего содержания:

«д) вступивший в законную силу приговор суда о назначении лицу наказания в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, в случае отбывания лицом наказания в исправительных учреждениях системы Федеральной службы исполнения наказаний, где отсутствует возможность исполнения осужденным возложенной на него обязанности.».

Предложение внесено УКОН ГУ МВД России по Краснодарскому краю и обусловлено следующим. При осуществлении полномочий по контролю за исполнением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в медицинской организации и (или) учреждении социальной реабилитации (далее - обязанность), уполномоченные сотрудники территориальных органов МВД России на районном уровне сталкиваются с рядом проблем, вызванных отсутствием в пункте 13 Правил контроля за исполнением лицом возложенной на него судьей при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2014 г. № 484, оснований для снятия с учета в отношении отдельных категорий лиц. При нахождении в местах лишения свободы осужденные лица не могут употреблять наркотические средства и (или) психотропные вещества, запрещенные или ограниченные в свободном гражданском обороте, ввиду условий содержания и невозможности приобретения данных веществ. Таким образом, можно полагать, что длительное воздержание (более 2-х лет) от употребления наркотиков и есть меры профилактики и исполнение возложенной судом обязанности.

4.Пункт 8 Правил подготовки правовых актов в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 26 декабря 2018 г. № 880, изложить в следующей редакции:

«8. Правовые акты, издаваемые в территориальных органах МВД России совместно с органами государственной власти и организациями по вопросам совместной работы, подписываются исключительно руководителем (начальником) территориального органа МВД России либо лицом, исполняющим его обязанности.

Правовые акты, издаваемые в территориальных органах МВД России в виде приказов, подписываются руководителем (начальником) территориального органа МВД России либо лицом, исполняющим его обязанности. Это право может быть делегировано в установленном порядке заместителям начальника территориального органа МВД России на региональном уровне в случаях, если издание таковых правовых актов прямо не возложено федеральным законодательством на начальника территориального органа МВД России на региональном уровне.».

Предложение внесено ПУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю и обусловлено следующим. Согласно пункту 8 Правил подготовки правовых актов в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 26 декабря 2018 г. № 880 (далее – Правила), правовые акты, издаваемые в территориальных органах МВД России в виде приказов, а также правовые акты, издаваемые совместно с органами государственной власти и организациями по вопросам совместной работы, подписываются исключительно руководителем (начальником) территориального органа МВД России либо лицом, исполняющим его обязанности.

Вместе с тем, согласно пункту 2 Правил порядок подготовки и издания правовых актов в территориальных органах МВД России и подчиненных органах и организациях устанавливается правовыми актами территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 19 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 (далее – Типовое положение), руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне издает в пределах своей компетенции правовые акты по вопросам организации деятельности территориального органа, подчиненных органов и организаций. Согласно подпункту 7 пункта 19 Типового положения руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне распределяет обязанности между своими заместителями; делегирует в установленном порядке часть предоставленных полномочий своим заместителям, руководителям (начальникам) структурных подразделений территориального органа, а также руководителям (начальникам) подчиненных органов и организаций.

На практике начальник территориального органа МВД России на региональном уровне в день подписывает значительное количество приказов, распоряжений, заключений служебных проверок и других документов, связанных с организацией деятельности органа внутренних дел. Среди приказов большое количество приходится на приказы о направлении в командировку, о закреплении табельного оружия и т.п. Кроме того, начальник территориального органа МВД России на региональном уровне не всегда выполняет свои должностные обязанности в рабочем кабинете (участие в совещаниях, в том числе межведомственных, выезды в территориальные органы МВД России на районном уровне, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и др.).

В связи с чем, возникает необходимость предоставления права подписания заместителям начальника территориального органа МВД России на региональном уровне части приказов, издание которых федеральным законодательством прямо не возложено на начальника территориального органа МВД России на региональном уровне.

5. В указе Президента Российской Федерации от 13 декабря 2004 г. № 1314:

1. В пункте 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 декабря 2004г. № 1314, слова «а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений» заменить словами «а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений, и по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно».

2. Пункт 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 декабря 2004г. № 1314, дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

«9) контроль за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно».

Предложение внесено УОДУУП и ПДН ГУ МВД России по Краснодарскому краю и обусловлено следующим.В соответствии с частью 6 статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.

В отношении военнослужащих законодатель определился – контроль за поведением военнослужащего, освобожденного условно-досрочно, осуществляется командованием воинских частей и соединений. Однако в отношении других лиц вышеуказанный специализированный государственный орган законодательством не определен.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Таким образом, контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, на ФСИН России не возложен. Не возложен он и на иные государственные органы.

Пунктом «а» части 7 статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если в течение оставшейся не отбытой части наказания осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, а равно от назначенных судом принудительных мер медицинского характера, суд по представлению органов, указанных в части шестой статьи 79 УК РФ, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания.

Вместе с тем, поскольку не определен соответствующий уполномоченный  специализированный государственный орган, отсутствует и контроль за исполнением пункта «а» части 7 статьи 79 УК РФ.

На основании изложенного, полагаем необходимым рассмотреть вопрос о наделении специализированного государственного органа – ФСИН России, полномочиями по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно.

Предложения рассмотрены в рабочем порядке всеми членами Экспертного совета ГУ МВД России по Краснодарскому краю по вопросам нормотворческой работы, предложений и замечаний не поступило.

 

ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ:

 

1. Признать рассмотренные предложения в законодательство актуальными.

2. В установленном порядке после доклада начальнику ГУ МВД России по Краснодарскому краю направить предложения, признанные актуальными, в федеральный сегмент модуля «Мониторинг».

 

 

Заместитель начальника ГУ МВД

России по Краснодарскому краю

генерал-майор внутренней службы                                                В.Ф. Наумейко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Секретарь совещания

Речкин Н.Л.

т. 213-57-83                                                           

 



[1] Далее – «территориальный сегмент».

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2022, МВД России